23 апреля 2014
Google и ЖЖ безнаказанно игнорируют Генпрокуратуру
Генпрокуратура добавила в Реестр сайтов, доступ к которым должен быть запрещен с территории России, 14 роликов и страниц пользователей с видеохостинга YouTube.
Шесть из них - это страницы запрещенного в России радикального исламского движения «Хизб ут-Тахрир». Кроме того в списке присутствуют одна страница пользователя и два ролика, связанные с неразрешенным властями оппозиционным митингом на Манежной площади, который намечен на 18 мая.
Еще один внесенный в Реестр ролик это обращение оппозиционных политиков Валерии Новодворской и Константина Борового к украинскому народу. Остальные запрещенные Генпрокуратурой страницы и видеоролики связаны с исламской тематикой.
Кроме того Генпрокуратура признала экстремистскими два постинга, связанные с событиями на Украине, размещенные на блог-платформе Blogspot.ru (который, как и YouTube, принадлежит Google). Отдельным решением один из этих блогов был признан экстремистским полностью.
С 1 февраля 2014 г., когда Генпрокуратура получила возможность во внесудебном порядке блокировать экстремистские сайты, это уже не первая претензия к данным сервисам. Ранее
признавалсяэкстремистским уже упомянутый ролик Новодворской и Борового (размещенный на другой странице в YouTube), а
также блог исламской тематики с Blogspot.ru.
Интересно, что Google, вопреки своей прежней практике, не отреагировал на требования Генпрокуратуры, хотя, с конца 2012 г., когда в России заработал Реестр запрещенных сайтов, компания старалась избегать конфликтов с российскими властями. Так, известно о нескольких случаях, когда по требованию Роспотребнадзора Google блокировал доступ из России к размещенным на YouTube роликам с «черным юмором», в которых данное ведомство усмотрело пропаганду суицида.
Схожая ситуация складывается и с Livejournal. Недавно Генпрокуратура признала экстремистской запись в одном из размещенных на данной площадке блогов о событиях на Украине. Также экстремистским был признан блог нижегородского активиста незарегистрированного движения «Другая Россия». Как и Google, Livejournal ранее оперативно реагировал на требования российских властей, блокируя доступ к неугодным записям с территории России. Livejournal так поступал до начала 2014 г., когда по требованию Генпрокуратуры был заблокирован доступ к двум блогам, включая блог известного оппозиционера Алексея Навального.
Однако «запрещенные» страницы украинского и нижегородского блоггеров и из ЖЖ продолжают быть доступными для пользователей некоторых российских провайдеров.
Соответственно, Livejournal, как и YouTube с Blogspot.ru, продолжают находиться в реестре запрещенных сайтов. В российском представительстве Google заявили CNews, что не комментируют случаи с отдельными пользователями, действуя в рамках общей политики. В компании Rambler&Co, владеющей сервисом Livejournal, сообщили, что ограничились уведомлением владельцев указанных блогов о необходимости удаления данной информации. Блокировать же доступ к ним должны сами провайдеры, считают в компании.
Напомним, что провайдеры блокируют запрещенные сайты двумя путями: по URL конкретной страницы и через IP-адрес. В первом случае блокировка отдельной страницы не грозит серьезными проблемами крупной интернет-площадке, в то время как при блокировке по IP-адресу перекрывается доступ ко всему сервису. Большинство провайдеров не имеют специальных систем DPI для блокировки по URL, в связи с чем они блокируют доступ по IP-адресу. Так поступают, например, «Вымпелком» и «Ростелеком».
Как следствие, признание незаконным единственного ролика, опубликованного на YouTube, или одной записи, опубликованной на Livejournal, должно привести к полной недоступности этих сервисов у многих российских провайдеров. Например, когда в начале марта Генпрокуратура впервые признала экстремистским ролик с YouTube, были заметны жалобы от пользователей провайдеров из различных регионов (включая столичный «Акадо») о недоступности всего сервиса. Сейчас таких жалоб не было. Аналогичным образом не поступало в последнее время жалоб и на блокировку Livejournal.
Эксперты отмечают, что крупные сервисы обходят блокировку путем смены IP-адреса на другой, отличный от того, что указан в реестре. «Такие большие автономные системы, как Google, обычно обладают значительным запасом IP-адресов, которые могут использовать для собственных нужд, - говорит Матвей Алексеев, исполнительный директор Фонда содействия развитию технологий и инфраструктуры интернета. - Вполне возможно, что после попадания в реестр одного адреса администраторы сети просто переключились на другой. Кроме того, сервисы с большим количеством посетителей со всего мира используют обычно географически распределенную сеть серверов, каждый из которых может иметь свой собственный адрес. Под блокировку мог попасть адрес, использующийся только одним сервером, но в то же время информация доступна с других машин, находящихся в других точках земли».