Поисковик «Яндекс» признал ошибку в клиентском приложении своего сервиса «Яндекс.Диск» для Windows. В результате ошибки при удалении или обновлении приложения деинсталлятор пытался удалить содержимое диска C: вплоть до корневого каталога, причем в некоторых случаях успешно.
Пострадавшие пользователи сообщают в блогах о различных последствиях ошибки в приложении: от потери пользовательских данных, до потери активации Windows и утраты системных файлов ОС.
Как сообщает «Яндекс», ошибка в деинсталляторе не была выявлена при тестировании приложения. Она проявлялась либо при ручном запуске деинсталлятора (то есть при попытке удалить из системы приложение «Яндекс.Диск»), либо при автоматическом обновлении с версии 1.1.5 на 1.1.6 или 1.1.7.
На операционных системах, отличных от Windows, аналогичная ошибка не выявлена.
Представители «Лаборатории Касперского» в ответ на вопрос CNews о действиях защитного ПО в ситуации ошибочного удаления Windows пользовательским приложением заявили, что у антивирусных программ «нет оснований блокировать софт из белого списка от производителя, делающий одобренную пользователем операцию и имеющий подтвержденный сертификат».
Данными о работе антивирусных программ в конкретном случае ошибки «Яндекс.Диска» «Лаборатория» пока не располагает.
Напомним, что сервис облачного хранения и синхронизации файлов «Яндекс.Диск» вышел из стадии бета-тестирования в сентябре 2012 г. C июля 2013 г. он начал предоставлять дополнительное дисковое пространство за деньги, став вторым после «Яндекс.Музыки» условно-платным сервисом «Яндекса».
Ошибка деинсталлятора коснулась не всех пользователей «Яндекс.Диска». Согласно разъяснениям компании, она была обнаружена у двух категорий пользователей: тех, у кого «Яндекс.Диск» был установлен с правами «Администратора» и тех, у кого приложение было установлено для всех пользователей системы. В поисковике уверяют, что нестабильная версия «Яндекс.Диска» была установлена менее чем у 1% пользователей приложения для Windows. Точное число пострадавших компания не называет.
Первые пользовательские свидетельства о сбое «Яндекс.Диска» при автообновлении относятся к 30 ноября, однако официальный комментарий «Яндекса» к инциденту в блоге сервиса появился вечером 3 декабря.
В нем компания извещает, что, локализовав ошибку, выпустила стабильное приложение «Яндекс.Диска» версии 1.1.8. Разработчики рекомендовали пользователям обновиться до версии 1.1.8 и «ни в коем случае не удалять приложение, не убедившись, что версия 1.1.8 уже установлена».
«Яндекс» заявил, что рассылает пользователям нестабильных версий приложения (1.1.5, 1.1.6 и 1.1.7) сообщения о возможных сбоях в работе ОС и с рекомендациями к действию. По данным поисковика, большинство пользователей уже обновилось до стабильной версии 1.1.8.
Со слов представителя поисковика Екатерины Карнауховой, «служба поддержки готова помочь восстановить операционную систему».
Еще в первые дни инцидента часть пострадавших пользователей сообщала в блогах о неожиданном расширении доступного дискового пространства на «Яндекс.Диске» на 200 ГБ.
К вечеру 4 декабря поисковик объявил, что все пользователи нестабильных версий вне зависимости от того, пострадали они от ошибки или нет, получат по 200 ГБ дополнительного места на «Яндекс.Диске» на неограниченный срок.